К основному контенту

Георгий Милляр: «Я не мужчина…Я баба-яга»

Георгий Францевич Милляр
— Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины… — изумлению 60-летней женщины не было предела, когда пожилой сосед по коммуналке вдруг предложил ей выйти за него замуж.
— А я и не мужчина… Я Баба-яга, — сказал он.
7 ноября 2003 года у всесоюзной Бабы-яги — Георгия Милляра — столетний юбилей.
7 НОЯБРЯ… По телевизору показывают парад на Красной площади, советский народ радостно марширует под красными знаменами и несет в руках гвоздики и портреты вождей… Веселится и ликует вся страна, а Георгий Милляр пьет… с горя. «Произошла ошибка, — с грустью говорит он. — Я родился в день не той революции…»
Под «той революцией» он подразумевал День взятия Бастилии и только 14 июля считал настоящим праздником. Советские же праздники ненавидел. Нет, он не был диссидентом, не пытался бороться с режимом и никогда не стремился уехать из страны, хоть и была такая возможность. Но обида на советский строй жила в нем всю жизнь. А обижаться было на что.
Первая роль… Золушки
ДО 14 ЛЕТ Георгий жил припеваючи. Его отец Франц де Милляр родился в Марселе в аристократической семье и неплохо зарабатывал, консультируя русских в сфере строительства мостов; мать — сибирячка Елизавета Журавлева, очаровавшая француза настолько, что тот женился и не вернулся на родину, получила от отца-золотопромышленника отличное приданое. Так что семья Милляров была вполне обеспечена, имела огромную квартиру в центре Москвы и две дачи — одну в Подмосковье, вторую — в Геленджике. Георгий воспитывался гувернантками-француженками, изучал языки, музыку, много читал, за ручку с тетей — известной в то время театральной актрисой — ходил в театры и уже тогда полюбил лицедейство. Милляр потом рассказывал, как впервые в семилетнем возрасте попробовал на себе «грим»: разрисовал лицо химическим карандашом, скорчил страшную гримасу и выскочил в таком виде к близким родственникам. Но они, вместо того чтобы испугаться, дружно засмеялись…
Отец Франц де Милляр этого уже не видел — он скончался от болезни на ялтинском курорте, когда сыну было всего три года. Но младший Милляр старался каждый год ездить в Ялту на могилку отца. А потом начались предреволюционные волнения, и мама увезла сына подальше от неспокойной столицы в Геленджик.
Мальчик окончил школу, и любовь к искусству привела его в местный театр — юный Милляр устроился работать бутафором. И так уж сложилась судьба, первой ролью, которую сыграла «Баба-яга», оказалась роль… Золушки. Актриса заболела, заменить ее было некому. И юный бутафор Милляр, давно вызубривший все роли наизусть, предложил свои услуги… И настолько хорошо сыграл, что потом стал одним из ведущих артистов театра. Но образование надо было получать, и Георгий решает вернуться в Москву и поступает в актерскую школу при московском Театре Революции.
В это время их шикарная квартира превращается в коммуналку, а Георгию с мамой выделяют только одну комнату — в ней Милляр и проживет почти до 70-летнего возраста. С тех пор свое буржуазное прошлое он будет тщательно скрывать, а в личном деле на киностудии напишет: «Родился в семье служащих, языков не знаю». От аристократической приставки «де» в своей фамилии тоже избавится.
Ожог «пятой точки»

ОН ИГРАЛ в театре, но пытался попасть в кино, и наконец после ряда эпизодических ролей ему дают главную роль — царя Гороха в самой первой киносказке Александра Роу «По щучьему веленью». С тех пор в 16 сказках Роу Милляр сыграл около 30 ролей, то есть в каждой сказке у него было по два-три образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-яги, на которую пробовались многие известные актрисы, в том числе и Фаина Раневская. Это сейчас кажется, что Милляр — идеальная Баба-яга, а тогда сказка только-только зарождалась, и режиссер даже не мог определиться, какой должна быть Яга: уродиной или красавицей. И режиссер далеко не сразу утвердил Милляра в этой роли. Но Милляр оказался убедителен: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю».
Актеры, гримеры и костюмеры, с которыми работал Милляр, в один голос говорят, какой это был увлеченный, самоотверженный и изобретательный актер. Он сам разрабатывал костюмы, придумывал походку и мимику героев, вставлял свои «фишки» (например, забавно скрючивал большой палец руки), правил сценарий. Помните, «Ква-ква-квалификацию» в «Королевстве кривых зеркал»? Это Милляра. И Бабу-ягу тоже он родил. «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга? — говорил Милляр. — А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».
На съемках «Морозко».
Все его роли — Кащей, Квак, Черт, Леший, Шут, Баба-яга и прочая нечисть — отличались сложным гримом. Технологию грима в середине 30-х годов не сравнишь с современной: зачастую, чтобы сделать лицо пострашнее, Милляра мучили по шесть часов, а однажды гримеры сожгли ему лицо перекисью водорода. Но он все терпел. Терпел даже тогда, когда надо было зимой при 30-градусном морозе бегать в легких лохмотьях Бабы-яги (дело происходило на съемках «Морозко») или, наоборот, 25 раз подряд скатываться по желобу с печки в душном помещении жарким летом до тех пор, пока режиссер не скажет: «Стоп! Снято!» Говорят, Милляр тогда обжег себе «пятую точку».

А вот играть Кащея Бессмертного Милляр ни в какую не хотел. «Не сумею», — твердил он Роу, но однажды сбрил себе волосы и брови и в таком виде заявился на киностудию. «Все понятно, Милляр готов играть», — сразу догадались коллеги, поскольку Георгий Францевич частенько так делал, чтобы облегчить работу гримерам. Правда, съемки «Кащея Бессмертного» — это был тот редкий случай, когда грим актеру почти не понадобился. Сказку снимали во время войны (премьера состоялась как раз в День Победы), Милляр во время эвакуации в Душанбе заразился малярией и превратился практически в живой скелет. «Весил 45 кг с ботинками», — шутил над собой актер.
Коньяку предпочитал тройной одеколон

РЕЖИССЕР Александр Роу был добрым человеком, но на съемочной площадке играл роль деспота: махал палкой на Милляра, кричал… Но все знали, как он отходчив и как дорожит дружбой с «Бабой-ягой». А Георгий Францевич всегда говорил, что Роу для него — царь и Бог.
Роу не только давал увлекательную работу Милляру, но и активно участвовал в его личной жизни, боролся за светлый разум актера, который всегда был охоч до выпивки. В подмосковную деревню Зеленая, где снималась очередная сказка, приезжала автолавка с продуктами и алкоголем. Роу категорически запретил продавать Милляру спиртное. Георгий Францевич тогда придумал вот что. На виду у всей съемочной группы он шел к машине с бидончиком: «О, о, о, я иду за молочком…» Возвращался к себе с наполненным бидоном молока, а через пять минут ходил уже пьяненький… Оказывается, он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко… То, что пил Милляр, всегда удивляло окружающих. Он предпочитал дешевенький портвейн «Кавказ» и тройной одеколон и спокойно мог обменять у осветителей бутылку водки или коньяка на бутылку портвейна.
Сначала в группе поддержки Роу по борьбе за трезвость была мама Милляра. «Вот смотри у меня! — угрожал он актеру. — Все маме расскажу!» А когда мама умерла, Роу подыскал Милляру подходящую невесту — соседку по коммуналке 60-летнюю хохлушку Марью Васильевну, одинокую женщину с двумя детьми. Как говорят, Георгий Францевич был человеком нетрадиционной ориентации и в те времена запросто мог загреметь по известной статье в места не столь отдаленные. Поэтому Роу приходилось отстаивать своего подопечного перед киношным руководством, и свадьбу, говорят, он организовал именно ради спасения актера. Ничего не подозревающие молодожены приехали после регистрации в Звенигород, где начинались съемки «Варвары-красы, длинной косы», а там вдоль берега уже стояли столы, и вся съемочная группа приветствовала новобрачных. Режиссером шикарной костюмированной свадьбы был, естественно, Александр Роу. А когда в 1973 году Роу не стало, сказка для Милляра закончилась.
Сказка закончилась
У ГЕОРГИЯ Францевича потом было много эпизодических ролей в художественных фильмах, своим неподражаемым голосом он озвучивал мультяшных героев, придумывал афоризмы, которые называл своей «Азбукой», частенько выступал перед детьми, но столь интересной работы, как в сказках, у него больше не случилось.
Накануне 85-летнего юбилея Георгия Милляра пригласили выступить перед детьми в киноконцертном зале «Россия». Он узнал, что в зале 850 мест, накупил школьных альбомов для рисования и, разрезая листы на две части, на каждой из них цветными карандашами нарисовал летящую в ступе Бабу-ягу и подписал: «С любовью, Г. Ф. Милляр». Он говорил, что «хотел оставить подарочек каждому ребетеночку». И нарисовал 850 картинок… Рано утром в назначенный день достал свой старенький, но аккуратненький и чистенький костюмчик, надел любимую бабочку и сел ждать звонка… Но так и не дождался… То ли концерт отменили, то ли Милляра вычеркнули из списка выступающих, но за 85-летним актером никто не приехал и даже не посчитал нужным сообщить ему о том, что все отменяется… Картинки с нарисованными Бабусями разошлись среди знакомых и соседей, а оставшиеся штук двадцать сейчас хранятся в пыльной папочке в Музее кино.
Вспоминает актер и режиссер Юрий Сорокин, снявший 15 лет назад о Георгии Францевиче документальный фильм «Юбилей Милляра»:
— В советском кино были официально признанные актеры, которым подавали черную «Волгу», привозили на дом дефицитные продукты, их  награждали и чествовали. А кто такой Милляр? Ну ходит такой смешной человечек, тройной одеколон пьет, в партию не вступает, собрания игнорирует, дружит не с руководством, а с рабочим персоналом киностудии: осветителями, гримерами, костюмерами… Он никогда не выпячивал себя, не пиарил, как принято сейчас говорить. Я думаю, он сам придумал эту масочку, которую носил все годы жизни. Все нормальные люди пьют коньяк, а Милляр — одеколон. Это тоже была игра. Он называл себя «Стариком похабычем», придумывал всякие фривольные стишки, отпускал дерзкие реплики. А посмотрите внимательнее на его Бабу-ягу — бабуся такие неприличные жесты себе позволяет! При этом он всегда оставался настоящим французом, де Милляром. Обладал феноменальными знаниями во всех областях, с ним можно было говорить о чем угодно.
Несмотря на всю свою бешеную популярность у народа, Милляр никогда не был в зоне интереса советской прессы, а звание заслуженного артиста получил только в 85 лет. Ближе к 70 годам ему дали 2-комнатную квартирку на последнем 18-м этаже на окраине Москвы, да еще и очень далеко от метро. «Ты бы похлопотал, попросил квартиру поближе к метро и этаж пониже», — просила его Марья Васильевна, которая устала от вечных потопов с крыши. Но Георгий Францевич так и не стал никого просить. «Крышу отремонтируют, а до метро я и на трамвайчике доеду», — говорил он.
Это был очень скромный человек, а многие пользовались его доверчивостью. У него любили брать в долг, а отдавали единицы — знали, что сам не попросит. Частенько бывало выступал перед зрителями, а гонорар не получал. Организаторы соврут, что денег нет, он и поверит. Мне вот до сих пор стыдно за один эпизод. С большим трудом мы выбили на киностудии пленку для документального фильма о Милляре к его 85-летнему юбилею и добились в Госкино, чтобы его наградили значком «Отличник кинематографии». И павильон для съемок нам предоставляли только ночью. Помню, закончились съемки глубоко за полночь, мы кабели мотаем, ситуация какая-то нервозная, а Георгий Францевич ходит за мной по пятам в своем котелке и пытается что-то сказать, но не решается… «Ну, в чем дело?» — в сердцах спрашиваю я. И он задает мне вопрос, за который мне до сих пор стыдно: «Юречка, а грим мне можно снять?» Представляете, 85-летний великолепный актер ходит за мной и ждет моей команды, а я внимания на него не обращаю… Стыдно.
Материально он так себе ничего и не заработал. Ни дачи, ни машины… Сколько я его помню, всегда ходил в одном и том же ратиновом пальто и каракулевой шапке-пирожок. Одевался скромно, но чистенько и ладненько. На концерте обязательно был в отглаженной рубашке с бабочкой, в петлице — хризантема. Дома тоже не позволял себе расслабляться и ходить в мятом. Сгорел он быстро, чуть-чуть не дотянув до 90-летия. И похоронили Милляра как простого смертного на Кунцевском кладбище.
P. S.: Четыре года назад скончалась супруга Милляра Марья Васильевна, и квартира досталась в наследство ее внуку. Сейчас квартира сдается в наем. Многие личные вещи актера были выброшены на свалку, но кое-что дочь Марьи Васильевны Марина успела передать в Музей кино. Там, среди небольшой стопки документов, наград и фотографий, я обнаружила пожелтевший листочек со стихами, которые Милляр написал накануне своей смерти.
Появился в начале века
И уйду под конец его
В те края, где чужая аптека
Вряд ли нальет чего.
Кто расписался в моей бесполезности?
Рано мне выдали этот диплом!
Сгорел от безделья и умер от трезвости —
Вот что пишите на гробе моем.
А сниматься? Когда же? Скорее же!
Впереди только темный лес.
Сыграть бы хоть пьяного сторожа,
На березу который полез.
Не нужна мне жена чужая
И ролей чужих не хочу,
Но найдется же роль такая,
Чтобы мне пришлась по плечу…
А, наверное, было бы здорово
Под финал, под конец пути
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти…

Суворова он так и не сыграл…
Татьяна БОГДАНОВА
Источник: gazeta.aif.ru

Популярные сообщения из этого блога

Канцелярский анекдот

Портрет Н.В.Гоголя В компании, где был и Н. В. Гоголь, рассказали канцелярский анекдот о бедном чиновнике, который был рьяным охотником. Много лет он работал до изнурения, чтобы скопить деньги на покупку ружья. Наконец приобрел желанный предмет. Поплыл на лодке по Финскому заливу за добычей. Драгоценное ружье положил на нос лодки. Пробиваясь по густому тростнику, счастливец на минутку забыл про ружье. Глянул на нос лодки — ружья нет. Тростник стянул его в воду. Поиски ни к чему не привели. Убитый горем, чиновник вернулся домой и надолго слег в постель. Товарищи устроили складчину и купили пострадавшему новое ружье. Позже чиновник всегда с ужасом вспоминал о потере ружья... Компания посмеялась над этим чиновником, а Н. В. Гоголь слушал анекдот в глубокой задумчивости. И вскоре появилась «Шинель» — родоначальница русской художественной литературы о «маленьком человеке»... Источник: КАНЦЕЛЯРСКИЙ АНЕКДОТ./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 23-24

Гениальная калитка

Томас Эдисон Знакомые изобретателя Томаса Эдисона долгое время удивлялись, почему так тяжело открывается калитка к его дому. Наконец один из друзей сказал ему:  — Такой гений, как ты, мог бы сконструировать лучшую калитку.  — Мне кажется, — ответил Эдисон, — калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает мне в цистерну двадцать литров воды.

Эпитафия на могиле Ньютона

Исаак Ньютон Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана... - начало текста, начертанного на той плите, под которой в Вестминстерском аббатстве похоронен Ньютон. И словно резюме надгробного списка научных заслуг Ньютона, читаются торжественные слова на постаменте памятника, воздвигнутого перед часовней Тринити-колледжа в Кембридже:  «Он превзошел разумом род человеческий».