Джордано Бруно |
Семнадцатого февраля 1600 года в Италии папская инквизиция сожгла писателя-метафизика и ярого антиклерикала Джордано Бруно. Одновременно с этим произошло мощное извержение Везувия, у подножия которого расположен родной для Бруно городок Нола. В своих произведениях философ упоминал, что вулкан является защитником и покровителем всех ноланцев. Можно ли считать извержение Везувия местью природы за гибель своего знаменитого протеже?
Неистовый ноланец
Джордано Бруно был популярным персонажем советской мифологии, из которой следовало, что он был сожжен, во-первых, за атеизм, а во-вторых, за пропаганду учения Коперника. Как и любой миф, этот совмещал в себя и ложь, и правду. Бруно действительно не признавал главные догматы христианства и крайне негативно относился к официальной религии с ее действующими институтами и правящей верхушкой. При этом он не сомневался, что земной жизнью людей управляют высшие силы и считал себя верующим человеком. Незаурядный мыслитель, мистик и оккультист Бруно был крайне далек от атеистического мировоззрения — его, напротив, можно считать одним из первых пантеистов на планете.
Что касается гелиоцентрической модели, то Бруно разделял представления Коперника о вращающейся вокруг Солнца Земле, но шел гораздо дальше, полагая, что наша Вселенная — не более чем песчинка в бесконечном мироздании (сейчас мало кто в этом сомневается, однако в XVI веке подобные взгляды были, разумеется, редкостью). Причем Вселенная, по мысли Бруно, не только безгранична — ей также присуще внутреннее жизненное начало, которое итальянский мыслитель называл «мировой душой».
Таким образом, идеи Бруно в корне противоречили официальной доктрине, однако он стал одной из жертв инквизиции не по этой причине, точнее, не только по этой.
Бруно во многом сгубило неуемное стремление распространять собственные идеи по всей Европе, найти единомышленников и сообщников, сколотить организацию для борьбы с папской властью. Любую диктатуру гораздо сильнее пугает не индивидуальное, а коллективное сопротивление, так что желание Бруно создать «преступную группировку» (вообще-то, совсем не характерное для крайне индивидуалистической эпохи Средневековья) только ожесточило папскую инквизицию.
Кроме этого, инакомыслящий из Нолы не мог не раздражать церковников своим неистовством, постоянством нападок, сверхрезкостью суждений. Беспрестанный обличитель нервирует оппонентов сильнее, чем тот, кто критикует их время от времени. А Бруно к тому же был невероятно раздражительным, вспыльчивым и частенько впадал в бешенство.
И в-третьих (как представляется, именно это окончательно вывело из себя католическую верхушку), Бруно осмелился покуситься на нечто более «святое», чем даже религиозные взгляды — на церковную кассу. В относительно прогрессивной Франции конца XVI века церковь начала делиться своими колоссальными доходами со знатью, и Бруно в каждом своем выступлении (устном и письменном) с присущим ему жаром требовал, чтобы и итальянские священнослужители последовали примеру соседей, распределяя часть своих барышей среди светской публики.
В течение жизни Бруно немало поскитался по миру, вынужденный постоянно покидать насиженные места из-за непримиримых взглядов и резких суждений. В феврале 1593 года он проживал в Венеции, чье правительство, вопреки собственным принципам, выдало его Риму. Семь лет церковники тщетно пытались склонить пленника на свою сторону или хотя бы заставить его отречься от грешных мыслей. Однако единственное, что они в конце концов смогли сделать, — это вынести непокорному философу смертельный вердикт. На что он ответил знаменитой фразой: «Вы с большим страхом произносите мне приговор, чем я выслушиваю его».
Пантеизм — философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с ней. Таким образом, пантеисты наделяют природу высшим разумом и божественной силой, которая пронизывает Вселенную и оказывает непосредственное влияние на жизнь каждого человека. Самыми известными представителями пантеизма наряду с Бруно являются теолог Николай Кузанский, философ Барух Спиноза и поэт Вольфганг Гете. Близким к пантеистическому было мировоззрение Льва Толстого.
Вулкан близ Нолы
Везувий, расположенный всего в 15 км от столицы юга Италии Неаполя, знаменит как своим настоящим (он является единственным действующим вулканом в Европе), так и прошлым: гибель Помпеи — одно из самых мрачных и интригующих событий в истории человечества. При этом Везувий, высота которого 1281 метр, а диаметр кратера — 750 метров, невероятно красив и привлекателен. Ежегодно около 4 миллионов человек приезжают посмотреть на итальянскую достопримечательность, чтобы вдохнуть серные пары и понаблюдать за облачком дыма, исходящим из жерла Везувия, которое свидетельствует, что знаменитый вулкан скорее жив, нежели мертв.
Везувий демонстрирует свою активность на протяжении вот уже 25 тысяч лет, в течение которых он успел отметиться сотней мощных извержений (количество менее масштабных выбросов лавы не подается исчислению). Самое знаменитое из них произошло в 79 году н.э., однако по утверждению вулканологов, еще на протяжении бронзового века Везувий неоднократно уничтожал выстроенные в его окрестностях поселения.
День 24 августа 79 года стал одним из самых известных в древней истории, так как был подробно и красочно описан римскими летописцами. Один из них, писатель Плиний Младший, в письме историку Тациту так рассказал о начале извержения (все крупномасштабные стихийные бедствия, как известно, выглядят поначалу фантастически красиво): «Рано утром над Везувием вдруг поднялось облако необычайной формы. Если сравнить его с деревьями, то больше всего оно походило на пинию — итальянскую сосну. Огромный ствол пинии вздымался вверх и расходился в вершине своей ветвистой кроной, которую будто поддерживали восходящие потоки воздуха. Потом, словно этот поток стал иссякать, ствол дерева начал растворяться, временами становясь то белым, то приобретая цвет грязи. Это зависело от того, выбрасывал вулкан пепел или землю».
Извержение Везувия полностью уничтожило город Помпеи, который оказался накрыт трехметровым слоем пепла. Когда в середине XVIII века археологи приступили к раскопкам города, они обнаружили останки множества людей.
Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркуланум не был засыпан, но его подстерегала другая напасть.
Жертвы извержения Везувия. Когда археологи в XVIII веке раскопали Помпеи, они обнаружили останки множества людей. Из 20 000 жителей погиб как минимум каждый десятый
Высоко на склонах вулкана скопилось огромное количество пепла, превратившееся в оползень, стоило только начаться проливному дождю. Он-то и стер Геркуланум с лица земли.
После трагедии, случившейся в первом веке, гора постепенно покрылась растительностью, ее склоны стали заселять животные, так что обитавшие у подножия Везувия потомки древних греков и латинян забыли о грозящей им смертельной угрозе. Везувий превратился в живописную гору, которая возвышалась над Неаполитанским заливом, лишь изредка напоминая о своем крутом нраве относительно неопасными извержениями.
Вулкан (Уикапде) — бог огня в древнеримской мифологии, покровитель кузнецов. По преданиям, его мастерская находилась в центре Этны, где Вулкан ковал оружие и доспехи для богов и героев. Он создал огненные молнии для Юпитера, но однажды впал в немилость и был низвергнут с небес. Упав на землю, Вулкан сломал обе ноги и стал смертным. В древнегреческой мифологии Вулкану соответствует Гефест, у которого Прометей похитил огонь и отдал людям.
Час Икс
Джордано Бруно принадлежит прекрасно характеризующая его сентенция:
«Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве плохо перевернуть перевернутый мир?».
Неудивительно, что перед гибелью он решительно отверг распятие, предложенное ему для поцелуя, а напоследок произнес ставшие легендарными слова:
«Сжечь — не значит опровергнуть».
В тот же день, 17 февраля 1600 года, Везувий пробудился от долгой спячки. Начался очередной период его повышенной активности, который продлился около 300 лет. Извержение вулкана совпало
с сильным землетрясением, эхо которого докатилось и до Рима — города, где был казнен Бруно. Как свидетельствует в своей книге «Джордано Бруно и инквизиция» историк Рожицын, быки в одном из римских загонов, напуганные колебаниями почвы, вырвались на волю и растоптали несколько сотен человек.
Итальянский философ, обожествлявший природу и преклонявшийся перед ней, относился к Везувию как к другу и брату. У подножия вулкана расположен родной город писателя Нола, и Бруно еще в раннем детстве с восторгом наблюдал за величием и мощью Везувия. Впоследствии в своих трудах он неоднократно утверждал, что вулкан является защитником и покровителем всех ноланцев. Реакцию Везувия на гибель самого знаменитого из своих протеже вполне можно считать косвенным доказательством верности идей Джордано Бруно.
Чем слабее с годами становилась папская диктатура, тем сильнее возрастал интерес людей к личности и книгам Бруно. Апофеозом этого внимания стало открытие памятника мыслителю на той самой площади Цветов в Риме, где он когда-то принял свою смерть.
В июне 1889 года здесь собралось 6000 человек, приехавших в итальянскую столицу из самых разных уголков планеты, чтобы почтить память человека, уничтоженного за свободу мысли, за стремление жить и думать в соответствии с собственными убеждениями, вне зависимости от общепринятых условностей и навязанных свыше законов.
В настоящее время нет признаков того, что Везувий может вновь проявить свою активность. Некоторые вулканологи предупреждают, однако, о том, что невозможно предсказать ни место появления, ни направление потоков лавы — новое извержение будет внезапным, ведь Везувий славен своей непредсказуемостью и взрывным характером. Такими же качествами, как известно, обладал и Джордано Бруно.
Пик очередной активности Везувия пришелся на 1631 год, когда сильное извержение унесло жизни нескольких тысяч человек. А последнее на сегодня извержение вулкана произошло в 1944 году. Это событие, кстати, совпало с высадкой союзных войск в Италии. Во время извержения погибли несколько десятков человек, а два городка — Сан-Себастьяно и Масса — были уничтожены потоком лавы.
Источник: Патинов А. Одной породы // Discovery. – 2009. – № 1. – С.100-103