Однажды Рафаэль встретился за дружеским ужином со своим давним приятелем Кастильоне и кардиналом Алидози, прибывшими в Рим после долгого отсутствия. Весь вечер кардинал вел беседу так, словно читал проповедь и всем видом показывал свою значимость. При расставании он напомнил Рафаэлю о сделанном когда-то в Болонье рисунке с натуры и выразил желание иметь свой портрет. Художник этого никак не ожидал и не был расположен браться за работу, но все же не посмел отказать высокопоставленному лицу.
Ему понадобились два-три сеанса, чтобы выполнить просьбу кардинала, и они оказались довольно утомительными – Алидози то и дело вскакивал, чтобы посмотреться в зеркало. На портрете - молодой самоуверенный прелат с правильными чертами лица, с тонкими сжатыми губами и не располагающим к себе взглядом, в котором тщетно скрывается подозрительность. Рафаэль сумел точно передать образ портретируемого. Картина получилась яркой и выразительной.
Когда работа была завершена, Алидози принялся горячо благодарить мастера. А когда он заговорил о гонораре, Рафаэль вежливо прервал его:
— Не стоит беспокоиться, Ваше Преосвященство. Это мой вам подарок в знак уважения.
Столь широкий жест привёл кардинала в неописуемый восторг, он даже поклялся художнику в вечной дружбе.
Присутствовавший при этой сцене Кастильоне сказал Рафаэлю, когда они остались вдвоём:
— Вы явно недооцениваете себя, и ваша щедрость мало чем оправдана.
Ответ художника оказался достоин гения:
— Отчего же? Мне так хотелось посмотреть, как с него спадёт спесь и проснутся нормальные человеческие чувства.