Жорж Санд |
Вовсе не жизнерадостные, декадентские течения в искусстве и литературе были рождены во Франции, где нормальные люди дали им определение - конец века. Психолог, М.Нордау изучая декаденство в литературе 19 века, обращает внимание на литературную «школу сатанизма», наиболее известные имена в которой: Байрон, Занд, Шелли, Гюго. Своей основной задачей они считали: прославление нарушения нравственных норм христианской этики, если проще, моральной распущенности.
Совсем не психолог, А.Россет писала:«...Русские барышни, начитавшись госпожи Занд, усвоили её взгляд и таскаются по Европе с курьерами из итальянцев без зазрения совести. Возвратившись в Россию, они опять верхом на приличии: потому, что Николай Павлович (Николай I) не шутит и, пожалуй, тотчас вас забракует.. А сегодня разводятся, опять сходятся и выходят замуж за разведённого, заткнувши за пояс слова Евангелия, точно протестанты. Они женятся на две недели: зачем уже проходят через церемонию, не знаю.»
Гоголь о Ж.Занд (Авроре Дюдеваль):
«..Он вообще не любил Жорж Занда.. Он отвечал: «А вы разве любите, когда играют фальшиво на скрипке? У этой женщины нет искры правды, даже нет чутья истины. Она может только нравиться французам.».
Вот и философ Сартр пишет, что у Гюго не обнаружил ничего хорошего, окромя «галлюцинаций» и «безумия». И ещё, что Гюго «урод для паноптикума».
Английский же побратим Гюго и Занд - А.Ч.Суинберн. Доктор Нордау, ученик Ломброзо, определял Суинберна, как первого представителя демонизма в английской поэзии. После окончания Итона и Оксфорда Суинберн стал критиковать и ниспровергать английских поэтов. Решив, что с поэтами «покончено», он становится сторонником «нравственного освобождения» прославляя гомосексуализм, в том числе и в неоконченном лесбийском романе «Лесбия Брэндон».
Суинберн считая, что христианская мораль ограничивает свободу, становится врагом церкви. Это его строки: «О зле - мы желаем его целовать: нет больше зла!..». М.Нордау сообщает: «Это совершенно сумасшедшая поэзия. В искусстве такое представление равносильно тому, что в душевных болезнях называется галлюцинацией». В Париже, на литературных обедах братьев Гонкур, алкоголик и поэт Суинберн появлялся вместе с большой обезьяной, одетой в женское платье. И утверждал, что эта обезьяна его сексуальный партнёр. Когда же его увидели без обезьяны, Суинберн объявил, что из неё он сделал котлеты и угостил ими своего нового любовника-партнёра.
Известно также, что на литературных обедах братьев Гонкур бывал И.С.Тургенев. Сам ли? Ч.Ломброзо о таких поэтах и писателях: «отсутствие понятия о нравственности и правде. Для них не существует законов, сомнений и чувства стыда. Корни такого нравственного помешательства можно отыскать психологически в невероятном себялюбии.»
Подозревать поэтов в неадекватности стали давно. Более двух тысяч лет назад философ Платон в трудах «Республика» и «Государство» замечает, что беспорядок в обществе очень часто происходит от неограниченной свободы (анархии) в поэзии и в литературе. И именно государству необходимо внимательно следить за поэтами. Натурфилософ и основатель идеализма Платон, предлагал изгнать всех поэтов за границу государства. В Древней Греции, если не считать смертной казни, суровым наказанием считали остракизм - изгнание за пределы родины. Также, по мнению Платона, если общество нуждается в увеличении людей знающих медицину и законы, то это общество больно. В здоровом обществе нет нужды в частой помощи врачей и судей.
Древнеримский поэт Гораций сказал о своих коллегах по перу так: «Здравый человек не может стать поэтом, а только сумасшедшие». Один из столпов материализма философ Демокрит своего мнения о поэтах не скрывал, уверял, что человека в здравом уме он не считает стоящим поэтом. Древнегреческие философы человеческую природу знали, и объяснить могли многое. Ученик Платона, Аристотель, в своих рассуждениях о связи ума и безумия утверждал, что помешательство и гениальность наиболее часты у поэтов, а поэзия - признак ненормальности.
Кстати, советский диссидент В.Тарсис был выслан из страны в 1965 году (как советовал Платон). Он автор «Собрания сочинений Тарсиса». Тарсис утверждал, что он прямой потомок Аристотеля. Недолго Тарсис и погулял-то по «загранице», его поместили в швейцарский сумасшедший дом (вспомним вышесказанное утверждение Аристотеля).
Главное, не кто - ты, а что ты творишь. Не верите? Ну, вот, к примеру, сумасшедшая сестра философа-диалектика Гегеля. Она считала себя почтовой сумкой и долго сидя в кресле, ожидала писем. Ч.Ломброзо и М.Нордау утверждают: чтобы быть известным писателем, артистом, художником, нужно иметь очень чувствительную, утончённую натуру. Иметь непростую нервную систему и психику. А это возможно при наличии психозов, неврозов, нервных и психических болезней, извращений и т.д. Вывод. Белая горячка, это диагноз алкоголиков, Муза, Грация, Мельпомена, Терпсихора - это диагноз для людей творческих.
Источник: