К основному контенту

Поэты на свободе

Жорж Санд
Вовсе не жизнерадостные, декадентские течения в искусстве и литературе были рождены во Франции, где нормальные люди дали им определение - конец века. Психолог, М.Нордау изучая декаденство в литературе 19 века, обращает внимание на литературную «школу сатанизма», наиболее известные имена в которой: Байрон, Занд, Шелли, Гюго. Своей основной задачей они считали: прославление нарушения нравственных норм христианской этики, если проще, моральной распущенности.
Совсем не психолог, А.Россет писала:
«...Русские барышни, начитавшись госпожи Занд, усвоили её взгляд и таскаются по Европе с курьерами из итальянцев без зазрения совести. Возвратившись в Россию, они опять верхом на приличии: потому, что Николай Павлович (Николай I) не шутит и, пожалуй, тотчас вас забракует.. А сегодня разводятся, опять сходятся и выходят замуж за разведённого, заткнувши за пояс слова Евангелия, точно протестанты. Они женятся на две недели: зачем уже проходят через церемонию, не знаю.»

Гоголь о Ж.Занд (Авроре Дюдеваль):
«..Он вообще не любил Жорж Занда.. Он отвечал: «А вы разве любите, когда играют фальшиво на скрипке? У этой женщины нет искры правды, даже нет чутья истины. Она может только нравиться французам.».

Вот и философ Сартр пишет, что у Гюго не обнаружил ничего хорошего, окромя «галлюцинаций» и «безумия». И ещё, что Гюго «урод для паноптикума».
Английский же побратим Гюго и Занд - А.Ч.Суинберн. Доктор Нордау, ученик Ломброзо, определял Суинберна, как первого представителя демонизма в английской поэзии. После окончания Итона и Оксфорда Суинберн стал критиковать и ниспровергать английских поэтов. Решив, что с поэтами «покончено», он становится сторонником «нравственного освобождения» прославляя гомосексуализм, в том числе и в неоконченном лесбийском романе «Лесбия Брэндон».

Суинберн считая, что христианская мораль ограничивает свободу, становится врагом церкви. Это его строки: «О зле - мы желаем его целовать: нет больше зла!..». М.Нордау сообщает: «Это совершенно сумасшедшая поэзия. В искусстве такое представление равносильно тому, что в душевных болезнях называется галлюцинацией». В Париже, на литературных обедах братьев Гонкур, алкоголик и поэт Суинберн появлялся вместе с большой обезьяной, одетой в женское платье. И утверждал, что эта обезьяна его сексуальный партнёр. Когда же его увидели без обезьяны, Суинберн объявил, что из неё он сделал котлеты и угостил ими своего нового любовника-партнёра.
Известно также, что на литературных обедах братьев Гонкур бывал И.С.Тургенев. Сам ли? Ч.Ломброзо о таких поэтах и писателях: «отсутствие понятия о нравственности и правде. Для них не существует законов, сомнений и чувства стыда. Корни такого нравственного помешательства можно отыскать психологически в невероятном себялюбии.»
Подозревать поэтов в неадекватности стали давно. Более двух тысяч лет назад философ Платон в трудах «Республика» и «Государство» замечает, что беспорядок в обществе очень часто происходит от неограниченной свободы (анархии) в поэзии и в литературе. И именно государству необходимо внимательно следить за поэтами. Натурфилософ и основатель идеализма Платон, предлагал изгнать всех поэтов за границу государства. В Древней Греции, если не считать смертной казни, суровым наказанием считали остракизм - изгнание за пределы родины. Также, по мнению Платона, если общество нуждается в увеличении людей знающих медицину и законы, то это общество больно. В здоровом обществе нет нужды в частой помощи врачей и судей.
Древнеримский поэт Гораций сказал о своих коллегах по перу так: «Здравый человек не может стать поэтом, а только сумасшедшие». Один из столпов материализма философ Демокрит своего мнения о поэтах не скрывал, уверял, что человека в здравом уме он не считает стоящим поэтом. Древнегреческие философы человеческую природу знали, и объяснить могли многое. Ученик Платона, Аристотель, в своих рассуждениях о связи ума и безумия утверждал, что помешательство и гениальность наиболее часты у поэтов, а поэзия - признак ненормальности.
Кстати, советский диссидент В.Тарсис был выслан из страны в 1965 году (как советовал Платон). Он автор «Собрания сочинений Тарсиса». Тарсис утверждал, что он прямой потомок Аристотеля. Недолго Тарсис и погулял-то по «загранице», его поместили в швейцарский сумасшедший дом (вспомним вышесказанное утверждение Аристотеля).
Главное, не кто - ты, а что ты творишь. Не верите? Ну, вот, к примеру, сумасшедшая сестра философа-диалектика Гегеля. Она считала себя почтовой сумкой и долго сидя в кресле, ожидала писем. Ч.Ломброзо и М.Нордау утверждают: чтобы быть известным писателем, артистом, художником, нужно иметь очень чувствительную, утончённую натуру. Иметь непростую нервную систему и психику. А это возможно при наличии психозов, неврозов, нервных и психических болезней, извращений и т.д. Вывод. Белая горячка, это диагноз алкоголиков, Муза, Грация, Мельпомена, Терпсихора - это диагноз для людей творческих.

Источник:

Популярные сообщения из этого блога

Канцелярский анекдот

Портрет Н.В.Гоголя В компании, где был и Н. В. Гоголь, рассказали канцелярский анекдот о бедном чиновнике, который был рьяным охотником. Много лет он работал до изнурения, чтобы скопить деньги на покупку ружья. Наконец приобрел желанный предмет. Поплыл на лодке по Финскому заливу за добычей. Драгоценное ружье положил на нос лодки. Пробиваясь по густому тростнику, счастливец на минутку забыл про ружье. Глянул на нос лодки — ружья нет. Тростник стянул его в воду. Поиски ни к чему не привели. Убитый горем, чиновник вернулся домой и надолго слег в постель. Товарищи устроили складчину и купили пострадавшему новое ружье. Позже чиновник всегда с ужасом вспоминал о потере ружья... Компания посмеялась над этим чиновником, а Н. В. Гоголь слушал анекдот в глубокой задумчивости. И вскоре появилась «Шинель» — родоначальница русской художественной литературы о «маленьком человеке»... Источник: КАНЦЕЛЯРСКИЙ АНЕКДОТ./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 23-24

Гениальная калитка

Томас Эдисон Знакомые изобретателя Томаса Эдисона долгое время удивлялись, почему так тяжело открывается калитка к его дому. Наконец один из друзей сказал ему:  — Такой гений, как ты, мог бы сконструировать лучшую калитку.  — Мне кажется, — ответил Эдисон, — калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает мне в цистерну двадцать литров воды.

Эпитафия на могиле Ньютона

Исаак Ньютон Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана... - начало текста, начертанного на той плите, под которой в Вестминстерском аббатстве похоронен Ньютон. И словно резюме надгробного списка научных заслуг Ньютона, читаются торжественные слова на постаменте памятника, воздвигнутого перед часовней Тринити-колледжа в Кембридже:  «Он превзошел разумом род человеческий».