К основному контенту

О тургеневской женщине и его страданиях

Иван Тургенев
Гоголь - Тургеневу: «.Главное - не спешите печатать, обдумывайте хорошо.». Иван Сергеевич обдумывал и печатал, остальное не давалось. А нормальным мужчинам - давалось. Воспитанный властной матерью и будучи слабохарактерным и нерешительным мужчиной Тургенев так никогда и не женился.
В отношениях с женщинами его стиль таков; ходить вокруг да около. В возрасте 55 лет он знакомиться со вдовой баронессой Юлией Вревской, которой 33 года.


Граф Соллогуб о Вревской:
«.Всю жизнь она жертвовала собой для родных, для чужих, для всех.».

Жертвовала собой как мать, а это и притягивало Тургенева. В отношении к баронессе Тургенев применил свой давно отработанный метод общения с женщинами - это «дружба-любовь». Они познакомились в Париже, Юлия Петровна рада знакомству и дважды приглашала его к себе в гости. Тургенев уже известный писатель, изображая уставшего баловня судьбы и женщин, он вальяжно отклоняет приглашение очередной светской дамы. В ответном письме сообщая, разве, что после охоты «явлюсь к Вам, и тогда надеюсь, нам удастся пообедать вместе». Баронесса всё поняла правильно и более не искала встреч с писателем. Но Тургенева тянуло к умным, самоотверженным женщинам. И он стал донимать баронессу письмами в которых применялся опыт ловеласа: здесь и жалобы на загруженность, на усталость и одиночество, тонкие намёки на былые грешки с женщинами, и, чуть ли не приказ не уезжать из Петербурга не дождавшись его приезда. И много намёков о «неких чувствах». От такого писателя, от таких писем любая женщина бы растаяла. Разве нет?) Но баронесса ранее уже имела возможность оценить его поведение и не поменяла свое мнение о Тургеневе.
Юлия ВревскаяВ Петербурге Тургенев Вревскую не застал. Уехала. Какая жаль. Но, как пьянице нужна водка, так и Ивану Сергеевичу нужно нытьём заставить себя полюбить. Стараясь не показать, что расстроен, не застав баронессу в Петербурге Тургенев в последующих письмах пишет только о загруженности делами и только о делах. Не забыв, однако, упомянуть подробного адреса своего местонахождения в Спасско-Лутовиново. Юлия Петровна, как мы помним, натуру Тургенева поняла и никуда не поехала. Простодушно изобразив непонимание намёков, она пригласила писателя к себе. Иван Сергеевич применил ранее безотказный способ - пригрозил расставанием, но. Ю.Вревская оценила «профессиональный» приёмчик и простодушно вопросила: «…за что это он так на неё рассердился..», и снова пригласила его в гости. В отчаянии Тургенев применил последний козырь. Зная, что известие о несчастьи вызывает у женщин одинаковую реакцию вопреки голосу рассудка - написал о сильном припадке подагры. И это сработало. Баронесса примчалась в Спасское. Ухаживать за ним. За страждущим. Спокойно перенеся обман, баронесса уехала обратно, но с обидой.
После долгой паузы Тургенев возобновляет переписку. И всё началось по-новому: Иван Сергеевич настаивает на встрече, баронесса дразнит его отказами, ожидая мужского поступка. И он остыл, на время. В январе 1877 года баронесса получила от него письмо. Письмо путаника, так и не понявшего, что он мужчина:
«…С тех пор, как я Вас встретил, я полюбил Вас дружески - и в то же время имел неотступное желание обладать Вами; оно было, однако, не настолько необузданно. - чтобы попросить Вашей руки - к тому же другие причины препятствовали; а с другой стороны, я знал очень хорошо, что Вы не согласитесь на то, что французы называют «уне пассаде» ... Вот Вам и объяснение моего поведения. А теперь мне всё ещё пока становиться тепло и несколько жутко при мысли, ну, что если бы она прижала бы к своему сердцу не по-братски?.».

Наверное только самовлюблённый маменькин сынок напишет «любимой» женщине, что полюбил её «дружески», но «с неотступным желанием обладать» ею. И сожаление, «что Вы не согласитесь на то, что французы называют» ни к чему не обязывающими сексуальными отношениями. А при словах «становится жутко при мысли, что прижала бы не по-братски», баронесса наверняка назвала такие отношения правильными именами. Тем более все знали, что в Париже Тургенев жил у любовницы П.Виардо которую содержал вместе с её мужем. И баронесса уехала в Болгарию. Медсестрой на русско-турецкую войну. Она молодец? А Тургенев? Он ей сообщил в письме; он не надеется на встречу перед её отъездом в армию, что на войну ему не очень хочется: «там для меня пахнет литературой» и ему с литературой: «лучше разойтись подобру-поздорову».

В возрасте 37 лет медсестра баронесса Ю.П.Вревская умерла в Болгарии от тифа, наверняка узнав, что война пахнет чем угодно, но не литературой.

Популярные сообщения из этого блога

Канцелярский анекдот

Портрет Н.В.Гоголя В компании, где был и Н. В. Гоголь, рассказали канцелярский анекдот о бедном чиновнике, который был рьяным охотником. Много лет он работал до изнурения, чтобы скопить деньги на покупку ружья. Наконец приобрел желанный предмет. Поплыл на лодке по Финскому заливу за добычей. Драгоценное ружье положил на нос лодки. Пробиваясь по густому тростнику, счастливец на минутку забыл про ружье. Глянул на нос лодки — ружья нет. Тростник стянул его в воду. Поиски ни к чему не привели. Убитый горем, чиновник вернулся домой и надолго слег в постель. Товарищи устроили складчину и купили пострадавшему новое ружье. Позже чиновник всегда с ужасом вспоминал о потере ружья... Компания посмеялась над этим чиновником, а Н. В. Гоголь слушал анекдот в глубокой задумчивости. И вскоре появилась «Шинель» — родоначальница русской художественной литературы о «маленьком человеке»... Источник: КАНЦЕЛЯРСКИЙ АНЕКДОТ./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 23-24

Гениальная калитка

Томас Эдисон Знакомые изобретателя Томаса Эдисона долгое время удивлялись, почему так тяжело открывается калитка к его дому. Наконец один из друзей сказал ему:  — Такой гений, как ты, мог бы сконструировать лучшую калитку.  — Мне кажется, — ответил Эдисон, — калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает мне в цистерну двадцать литров воды.

Эпитафия на могиле Ньютона

Исаак Ньютон Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана... - начало текста, начертанного на той плите, под которой в Вестминстерском аббатстве похоронен Ньютон. И словно резюме надгробного списка научных заслуг Ньютона, читаются торжественные слова на постаменте памятника, воздвигнутого перед часовней Тринити-колледжа в Кембридже:  «Он превзошел разумом род человеческий».