Нильс Бор |
Президент Королевской академии и лауреат Нобелевской премии по физике Сэр Эрнест Руcерфорд (Резерфорд) родился в далекой Новой Зеландии, учился легко, любил физику и был очень веселым человеком (среди физиков много таких). Перебравшись в Англию, он быстро снискал славу не только трудолюбивого ученого, но и весельчака. Где только и с кем только из знаменитостей того времени он не работал! И почти обо всех писал заметки в дневниках. Они получались короткие, но очень забавные, кстати такие же простые, как и его постоянные рационализаторские находки. Он описал историю о том, как не просто дать единственно правильный ответ на известный и стандартный вопрос... (рассказ Сэра) Как-то раз мой коллега обратился ко мне за помощью.
- В чем дело? – спросил я его.
- Да вот, хочу поставить двойку по физике одному умнику, – отвечал тот, – а умник заявляет, что заслуживает наивысшей оценки. Мы договорились, что найдем третейского судью, который нас рассудит. Перебрали кучу преподавателей и выбор пал на вас, Сэр Русерфорд. Надеюсь, что вы поможете нам.
- А в чем суть вопроса? – продолжал я с большим интересом.
- Все просто. Вот экзаменационный вопрос: «как измерить высоту здания с помощью барометра». Этот умник ответил следующее: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно, измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания».
Случай был и впрямь неординарный, ответ был абсолютно верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. К тому же преподаватель и студент впервые в моей практике обращались ко мне, как к третейскому Судье.
- И что было дальше?
- Я предложил студенту попытаться ответить еще раз? – продолжил коллега, – дал ему время на подготовку, предупредил, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я сказал, что ставлю двойку, а он громогласно заявил, что у него есть множество решений, и то, которое он назвал – лучшее. Тогда я попросил выйти молодого человека к столу и ответить устно без подготовки, после чего задал тот же вопрос, но с условием, что веревки у него нет. Умник тут же ответил, – надо подняться с барометром на крышу и бросить его вниз, замеряя секундомером время падения. Затем, по формуле L = (a*t^2)/2, вычислить высоту здания. Каким еще секундомером? – Cпросил я его. А он мне выпалил, – ну Вы же сказали, что веревки нет, а про секундомер – ничего не говорили.
- Ну и как? Вы были довольны ответом, – рассмеялся я.
- Я признал, что ответ правильный, но умник упоминал о нескольких решениях и я попросил его назвать все варианты. Тогда он стал прямо-таки издеваться, отвлекая внимание всех студентов в аудитории. Например, он стал рассказывать следующее:
«… можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.
А еще можно взять барометр, подниматься с ним по лестнице, прикладывая к стене и делая отметки, потом, сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, получить высоту здания.
Потом он заявил, что есть сверх сложный способ, – привязать к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определить величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания.
Также можно, привязав к барометру шнурок, подняться с барометром – маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.
И наконец среди множества прочих способов он назвал такой: надо позвать завхоза и сказать ему: «Уважаемый, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания. У вас ведь есть документация?».
Я прервал этого насмешника вопросом, – неужели он в самом деле не знает общепринятого решения этой задачи. Он заявил, что знает, но принципиально не назовет его, потому что сыт по горло школьными истинами и тем, что учителя постоянно навязывают ученикам свой способ мышления.
- А как зовут вашего умника? – Не выдержал я, давясь от собственного смеха.
- Бор. Нильс Бор. Так что Вы решаете, коллега? Что ему ставить?
- Дорогой коллега, я бы поставил ему отличную оценку и после первого ответа, а Вы ставьте ему что угодно, ему это уже не помешает! И пришлите его ко мне, мне нужны настоящие помощники!
Источник: www.gazeta.lv