К основному контенту

Нестандартно

Нильс Бор
Президент Королевской академии и лауреат Нобелевской премии по физике Сэр Эрнест Руcерфорд (Резерфорд) родился в далекой Новой Зеландии, учился легко, любил физику и был очень веселым человеком (среди физиков много таких). Перебравшись в Англию, он быстро снискал славу не только трудолюбивого ученого, но и весельчака. Где только и с кем только из знаменитостей того времени он не работал! И почти обо всех писал заметки в дневниках. Они получались короткие, но очень забавные, кстати такие же простые, как и его постоянные рационализаторские находки. Он описал историю о том, как не просто дать единственно правильный ответ на известный и стандартный вопрос... (рассказ Сэра) Как-то раз мой коллега обратился ко мне за помощью. 
 - В чем дело? – спросил я его. 
 - Да вот, хочу поставить двойку по физике одному умнику, – отвечал тот, – а умник заявляет, что заслуживает наивысшей оценки. Мы договорились, что найдем третейского судью, который нас рассудит. Перебрали кучу преподавателей и выбор пал на вас, Сэр Русерфорд. Надеюсь, что вы поможете нам. 
 - А в чем суть вопроса? – продолжал я с большим интересом. 
- Все просто. Вот экзаменационный вопрос: «как измерить высоту здания с помощью барометра». Этот умник ответил следующее: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно, измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания».
 Случай был и впрямь неординарный, ответ был абсолютно верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. К тому же преподаватель и студент впервые в моей практике обращались ко мне, как к третейскому Судье.
 - И что было дальше? 
- Я предложил студенту попытаться ответить еще раз? – продолжил коллега, – дал ему время на подготовку, предупредил, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я сказал, что ставлю двойку, а он громогласно заявил, что у него есть множество решений, и то, которое он назвал – лучшее. Тогда я попросил выйти молодого человека к столу и ответить устно без подготовки, после чего задал тот же вопрос, но с условием, что веревки у него нет. Умник тут же ответил, – надо подняться с барометром на крышу и бросить его вниз, замеряя секундомером время падения. Затем, по формуле L = (a*t^2)/2, вычислить высоту здания. Каким еще секундомером? – Cпросил я его. А он мне выпалил, – ну Вы же сказали, что веревки нет, а про секундомер – ничего не говорили. 
- Ну и как? Вы были довольны ответом, – рассмеялся я. 
- Я признал, что ответ правильный, но умник упоминал о нескольких решениях и я попросил его назвать все варианты. Тогда он стал прямо-таки издеваться, отвлекая внимание всех студентов в аудитории. Например, он стал рассказывать следующее:            
«… можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.
А еще можно взять барометр, подниматься с ним по лестнице, прикладывая к стене и делая отметки, потом, сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, получить высоту здания.
Потом он заявил, что есть сверх сложный способ, – привязать к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определить величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания.
Также можно, привязав к барометру шнурок, подняться с барометром – маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.
И наконец среди множества прочих способов он назвал такой: надо позвать завхоза и сказать ему: «Уважаемый, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания. У вас ведь есть документация?».
Я прервал этого насмешника вопросом, – неужели он в самом деле не знает общепринятого решения этой задачи. Он заявил, что знает, но принципиально не назовет его, потому что сыт по горло школьными истинами и тем, что учителя постоянно навязывают ученикам свой способ мышления. 
 - А как зовут вашего умника? – Не выдержал я, давясь от собственного смеха. 
- Бор. Нильс Бор. Так что Вы решаете, коллега? Что ему ставить? 
- Дорогой коллега, я бы поставил ему отличную оценку и после первого ответа, а Вы ставьте ему что угодно, ему это уже не помешает! И пришлите его ко мне, мне нужны настоящие помощники!

Источник: www.gazeta.lv

Популярные сообщения из этого блога

Канцелярский анекдот

Портрет Н.В.Гоголя В компании, где был и Н. В. Гоголь, рассказали канцелярский анекдот о бедном чиновнике, который был рьяным охотником. Много лет он работал до изнурения, чтобы скопить деньги на покупку ружья. Наконец приобрел желанный предмет. Поплыл на лодке по Финскому заливу за добычей. Драгоценное ружье положил на нос лодки. Пробиваясь по густому тростнику, счастливец на минутку забыл про ружье. Глянул на нос лодки — ружья нет. Тростник стянул его в воду. Поиски ни к чему не привели. Убитый горем, чиновник вернулся домой и надолго слег в постель. Товарищи устроили складчину и купили пострадавшему новое ружье. Позже чиновник всегда с ужасом вспоминал о потере ружья... Компания посмеялась над этим чиновником, а Н. В. Гоголь слушал анекдот в глубокой задумчивости. И вскоре появилась «Шинель» — родоначальница русской художественной литературы о «маленьком человеке»... Источник: КАНЦЕЛЯРСКИЙ АНЕКДОТ./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 23-24

Гениальная калитка

Томас Эдисон Знакомые изобретателя Томаса Эдисона долгое время удивлялись, почему так тяжело открывается калитка к его дому. Наконец один из друзей сказал ему:  — Такой гений, как ты, мог бы сконструировать лучшую калитку.  — Мне кажется, — ответил Эдисон, — калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает мне в цистерну двадцать литров воды.

Эпитафия на могиле Ньютона

Исаак Ньютон Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана... - начало текста, начертанного на той плите, под которой в Вестминстерском аббатстве похоронен Ньютон. И словно резюме надгробного списка научных заслуг Ньютона, читаются торжественные слова на постаменте памятника, воздвигнутого перед часовней Тринити-колледжа в Кембридже:  «Он превзошел разумом род человеческий».