К основному контенту

Разносторонний Эдгар По

Эдгар По
Известный и многими любимый писатель Эдгар По заслуженно считается родоначальником детективной литературы. Кроме этого, он был ещё критиком, классиком фантастических (юмористических) новелл, немного физиком и математиком. И к тому же, как считают, поэтом-символистом. Известно ещё, что чёткие, мрачно-колоритные и убедительные строки приходили к Э.По лишь во время запоев. Действительно, американский писатель был алкоголиком (тяжёлым, запойным), а его символизм - результат галлюцинаций (в народе бытует иное название), вот этим-то символизмом восхищался французский поэт Шарль Бодлер: «Он любит выставлять свои фигуры на зеленоватом или синеватом фоне при фосфорическом свете гниющих веществ, под шум оргий и завываний бури...». Сам Эдгар По символистом себя не считал, он просто напивался до чёртиков и, ничего не прославляя творил, и в его творчестве есть действительно замечательные произведения.
Ш.Бодлер (как и Т.Готье) был одним из основоположников французского символизма и, не скрывая, наоборот, подчёркивая, что он гомосексуал и алкоголик, черпал вдохновение, приняв смесь опиума и вина. А изрядно набравшись, прославлял культ извращения в эротике и эстетизацию уродливых чувств («Цветы зла» 1857), заодно изобрёл оригинальную теорию-религию для своего символизма, в виде родства цвета, запаха и звука («Correspondances»-«Соответствия», торжество субъективного начала и иррационализма). Разнузданная фантазия (и галлюцинации), вызванная действием алкоголя и наркотиков, выражалась в намёках, иносказаниях, отрицании нормальных чувств («алхимия слова», «fin-de-siecle»).
Писатель М.Горький, немало повидавший в своей жизни людей с больным воображением, характеризовал символистов, этих революционеров от морали (Готье, Бодлера, Варлена), очень резко: «...которых зовут декадентами, расшатанными, падающими, и которые охотно принимают эти эпитеты и даже с гордой бравадой рисуются своими болезненными странностями, делающими их них, с обыденной точки зрения, смешных людей с большими претензиями, с точки зрения врача-психиатра - людей психически больных, с точки зрения социолога - анархистов в области не только искусства, но и морали; со всех трёх точек зрения декаденты и декадентство - явление вредное, антиобщественное, - явление, с которым необходимо бороться».
Декадентство, сопровождающееся алкоголем, полная неспособность нормально жить и любить - это не единично, поклонников творчества чувственно - искажённого романтизма Бодлера, Варлена и Рембо всегда хватало. Многие поэты, находясь в нетрезвом уме, символизировали свои чувства «останавливая мгновенье». В основе их стихотворений заложено сиюминутное переживание; оно отражается и фиксируется с помощью разных символических приёмов, а критики и ценители, столетие спустя, анализируя эту символику, представляют, пусть не абсолютно точно, их душевное состояние в момент творения. И прочитав стихотворение, кто-то становиться невольным соучастником давно исчезнувших переживаний, а кто-то невольно ставит диагноз.
Словно страдая от мании преследования Э.По нигде не чувствовал себя спокойно и часто менял местожительство (к досаде репортёров). Переезды из Балтимора в Филадельфию и Ричмонд, из Нью-Йорка в Бостон стали для него некой потребностью. Но алкоголизм - это болезнь и «сорвавшись» Э.По снова начинал писать свои оригинальные произведения. Бодлер считая, что именно «странности» и бред это составляющие прекрасного, объяснял, что лично его интересовало в трудах Э.По: «Темой для них он брал всегда исключительные случаи в жизни человека, например галлюцинации, сначала смутные, неопределённые, но мало-помалу принимающие характер несомненных фактов: нелепые понятия, овладевшие умом и сообщившие мышлению свою дикую логику; припадки истерии, совершенно поработившие волю, противоречия между настроением и рассудком, доходящие до того, что страдание выражается смехом». Вполне понятно, что такое описание-поведение привлечёт также и внимание психиатров.
В 1839 году «муза» и редакторы отвернулись от Э.По, этот год для него был творчески неудачен. А «взбодрило» писателя приобщение к чистой науке. Чтобы вытащить Э.По из депрессии один из его друзей посоветовал ему переделать книгу профессора Томаса Вайята «Руководство по конхиологии». Конхиология - это наука о раковинах (и их обитателях, «мягкотелых»). Эта книга была написана тяжёлым, скупым и излишне научным слогом, а её систематизация оставляла желать лучшего. Помедлив с ответом на предложение, писатель всё же начал работы над книгой, стараясь изложить текст понятно и не скучно. «Талант - не пропьешь». Научные аспекты конхиологии в новой книге преподносились интересно и увлекательно, профессор Т.Вайята был в восторге от проделанной работы. К концу 19 века труд Э.По «Первая книга конхиолога» был переиздан четыре раза и рекомендовался в англоязычных библиотеках как научно-популярная литература для школьников.
В газете «Нью-Йорк сан», в 1844 году, была напечатана заметка Эдгара По сообщающая о прибытии в Виргинию дирижабля (из Европы). Мало кто обратил внимание на дату выхода газеты - 1 апреля. Группы любопытствующих настойчиво бороздили указанную местность в поисках прибывшего дирижабля. Не скоро догадавшись, что это была всего лишь первоапрельская шутка, возмущённые читатели пообещали поколотить писателя. А дирижабль из Европы всё же прибыл в Америку, но это произошло лишь через 80 лет.

Источник: hidden-facts.info

Популярные сообщения из этого блога

Канцелярский анекдот

Портрет Н.В.Гоголя В компании, где был и Н. В. Гоголь, рассказали канцелярский анекдот о бедном чиновнике, который был рьяным охотником. Много лет он работал до изнурения, чтобы скопить деньги на покупку ружья. Наконец приобрел желанный предмет. Поплыл на лодке по Финскому заливу за добычей. Драгоценное ружье положил на нос лодки. Пробиваясь по густому тростнику, счастливец на минутку забыл про ружье. Глянул на нос лодки — ружья нет. Тростник стянул его в воду. Поиски ни к чему не привели. Убитый горем, чиновник вернулся домой и надолго слег в постель. Товарищи устроили складчину и купили пострадавшему новое ружье. Позже чиновник всегда с ужасом вспоминал о потере ружья... Компания посмеялась над этим чиновником, а Н. В. Гоголь слушал анекдот в глубокой задумчивости. И вскоре появилась «Шинель» — родоначальница русской художественной литературы о «маленьком человеке»... Источник: КАНЦЕЛЯРСКИЙ АНЕКДОТ./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 23-24

Гениальная калитка

Томас Эдисон Знакомые изобретателя Томаса Эдисона долгое время удивлялись, почему так тяжело открывается калитка к его дому. Наконец один из друзей сказал ему:  — Такой гений, как ты, мог бы сконструировать лучшую калитку.  — Мне кажется, — ответил Эдисон, — калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает мне в цистерну двадцать литров воды.

Эпитафия на могиле Ньютона

Исаак Ньютон Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана... - начало текста, начертанного на той плите, под которой в Вестминстерском аббатстве похоронен Ньютон. И словно резюме надгробного списка научных заслуг Ньютона, читаются торжественные слова на постаменте памятника, воздвигнутого перед часовней Тринити-колледжа в Кембридже:  «Он превзошел разумом род человеческий».