Владимир Иванович Даль |
В.И.Даль создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», морской офицер, окончив Дерптский университет, стал врачом. Мало кому известно, что военный врач В.Даль был одним из первых в использовании электрического тока в минном деле. Во время польского похода в 1831 году из-за отсутствия инженера В.Даль руководил постройкой и последующей защитой переправы через Вислу у Юзефова. И когда его воинская часть отходила за реку, Даль заминировал мост и в нужный момент собственноручно замкнул цепь, соединяющую вольтов столб с запалом. Мост вместе с вражескими солдатами взлетел на воздух. На первый взгляд всё правильно. В боевой обстановке военный врач не растерялся и применил знания полученные в Морском корпусе. Почёт ему и уважение за инициативу.
Император Николай I наградил его орденом, но чтобы В.Даль впредь не занимался сапёрными работами, начальство объявило ему выговор. В конечном итоге на рапорте о решительных действиях военного врача В.Даля была наложена резолюция:
«За подвиги представить к ордену. Объявить выговор за невыполнение и уклонение от своих прямых обязанностей».
Ведь на то и щука, чтоб карась не дремал. Активный участник постройки паровой железной в России инженер С.В.Кербедз однажды приступил к постройке большого моста. Закончив все приготовления к его возведению, Кербедз придумал совершенно новый способ забивания свай, способ, сулящий большую экономию. Довольный, очень обрадованный инженер отослал рапорт в Петербург и в ответ за инициативу получил строгий выговор. Граф Клейнмихель, управляющий путей сообщения и публичными зданиями, указывал инженеру, что он обязан был изобрести свой способ, минимум, за месяц до начала строительства, чтобы заранее вести все приготовления в соответствии с ним. Отметим, однако, Кербедз - выдающийся инженер, который на склоне лет занимал почётные посты члена Технического совета Министерства путей сообщения и члена Совета Главного общества российских железных дорог.
А за этнографические и исторические работы по изучению родного края. А В.И.Даль стал Почётным членом Императорской Академии наук. Его «Толковый словарь» большая культурно-этнографическая ценность.
Впрочем, если продолжить о мостах, то вспомним историю Такомского подвесного моста (в 1940 году считавшимся третьим в мире по длине), который рухнул спустя четыре месяца после ввода в эксплуатацию. Вот если бы проектировщики проявили инициативу, да обратили бы внимание на воздушные вихри. Вихри, отрываясь от вертикальных стенок аэродинамически неудачной мостовой балки, создавали периодические возмущающие силы. В момент, когда частота возмущающих сил совпала с собственными колебаниями балки, произошла катастрофа. Инициативы не было, и моста тоже не стало.
Источник: http://hidden-facts.info/