К основному контенту

В зыбком мире звуков

Роберт Шуман
Юбилей. Цветы. Солидная публика. Композитору Р.Шуману исполнилось 200 лет со дня рождения. Не знали? А что Р.Шуман - «классик-романтик»? В своё время Ж.Руссо в «Devin du Village» усердствовал, пытаясь создать «музыку будущего», затем Шуман подхватил эту идею, и развил в своём творчестве. Признаёмся, мы тоже этого не знали. Прослушав часть симфонии, поняли, шума от него действительно много, совсем не зря его так в Германии прозвали.
Роберт родился в 1810 году, в 24 года основал «Новый музыкальный журнал» и уже тогда страдал липеманией - мрачным помешательством (ипохондрия, болезненно-удручённое состояние) вплоть до галлюцинаций. При такой «мрачности» у впечатлительной натуры любая мелочь, случайность, тонкость незаметная обычному человеку, сильно «западает в душу» и перерабатывается в десятках вариантах, и это порождает то, что называют творчеством, хотя это лишь смесь комбинаций ощущений (плюс галлюцинации).
А уже в 46 лет Р.Шуман лишился рассудка, был постоянно настороже, чтобы вовремя избежать преследования «говорящих столов», которые (столы!), к тому же обладали даром ясновидения (психоз, мания преследования). Действительно ужас, ведь в те времена столы-то были кривоноги, массивны и коричневы. А при отсутствии «говорящих столов», Шуману не давали покоя звуки, стоявшие перед глазами, в его видениях эти звуки выстраивались перед ним - в аккорды и музыкальные фразы, затем они рассыпались. По Ч.Ломброзо, сумасшествие не исключает присутствие гениальности, часто и то и другое чередуется под влиянием потери рассудка или галлюцинаций. И хотя разница между произведениями Шумана и Бетховена довольно заметна, Шуман уверял всех, что Бетховен и Мендельсон из своих могил диктуют ему различные мелодии. Если этому верите, то при возможности послушайте музыку из потустороннего мира. И что интересно, ведь сам Вольфганг Амадей Моцарт часто сознавался, что музыкальные идеи являются к нему невольно, как сновидения, к тому же он был уверен, что итальянцы хотят его отравить (то же, мания преследования). На память приходит произведение А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» (версия А.С.Пушкина, об отравлении), и информация психолога Ч.Ломброзо о том, что Антонио Сальери страдал от потери рассудка. Сходя с ума, Шуман, «спасаясь от преследования» бросился в реку, его спасли, отказывался принимать пищу, боясь отравления, и прожив почти год, он умер от менингита и атрофии мозга в Бонне.
Немецкий психолог К.Штумпф, известный музыковед и философ - идеалист, в своём двухтомнике «Психология музыкальных восприятий» довольно серьёзно изучал воздействие музыки на социум. Но, чтобы никого не утомлять серьёзными разговорами, сообщим (в тему К.Штумпфа) интересный факт. В 60-х годах прошлого столетия работники бара Лондонской оперы утверждали, что максимальное количество спиртного посетители покупают после прослушивания произведений композитора А.Шенберга. Как видите, К.Штумпф не зря писал целых два тома о психологии восприятия. Впрочем, похоже, что на композитора К.Глюка всё перечисленное действовало слитно и с большим эффектом, а его слова: «вполне справедливо любить золото, вино и славу, потому, что первое даёт ему средство иметь второе, которое, вдохновляя, доставляет славу», звучат как собственное предсказание для себя. Новатор Кристоф Глюк, превративший оперу в музыкальную трагедию, отдавая дань спиртному, превратился в алкоголика, и жизнь его закончилась трагично. А психолог В.Ланге-Эйхбаум сообщает, что Бетховен (не собака из мультфильма, а композитор) тоже был алкоголиком, а Мендельсон - ипохондриком. Нехорошо получается, начали за здравие, а закончили за упокой. Экс адвэрсо. Исходим от обратного. Слово композитор происходит от латинского глагола «компонере» (составлять) и имени существительного «композиция» (составление), а обычный компот - сладкая, составленная из сваренных фруктов смесь, как вы уже догадались, тоже от глагола.

Источник: http://hidden-facts.info/

Популярные сообщения из этого блога

Канцелярский анекдот

Портрет Н.В.Гоголя В компании, где был и Н. В. Гоголь, рассказали канцелярский анекдот о бедном чиновнике, который был рьяным охотником. Много лет он работал до изнурения, чтобы скопить деньги на покупку ружья. Наконец приобрел желанный предмет. Поплыл на лодке по Финскому заливу за добычей. Драгоценное ружье положил на нос лодки. Пробиваясь по густому тростнику, счастливец на минутку забыл про ружье. Глянул на нос лодки — ружья нет. Тростник стянул его в воду. Поиски ни к чему не привели. Убитый горем, чиновник вернулся домой и надолго слег в постель. Товарищи устроили складчину и купили пострадавшему новое ружье. Позже чиновник всегда с ужасом вспоминал о потере ружья... Компания посмеялась над этим чиновником, а Н. В. Гоголь слушал анекдот в глубокой задумчивости. И вскоре появилась «Шинель» — родоначальница русской художественной литературы о «маленьком человеке»... Источник: КАНЦЕЛЯРСКИЙ АНЕКДОТ./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 23-24

Гениальная калитка

Томас Эдисон Знакомые изобретателя Томаса Эдисона долгое время удивлялись, почему так тяжело открывается калитка к его дому. Наконец один из друзей сказал ему:  — Такой гений, как ты, мог бы сконструировать лучшую калитку.  — Мне кажется, — ответил Эдисон, — калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает мне в цистерну двадцать литров воды.

Эпитафия на могиле Ньютона

Исаак Ньютон Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана... - начало текста, начертанного на той плите, под которой в Вестминстерском аббатстве похоронен Ньютон. И словно резюме надгробного списка научных заслуг Ньютона, читаются торжественные слова на постаменте памятника, воздвигнутого перед часовней Тринити-колледжа в Кембридже:  «Он превзошел разумом род человеческий».