Вряд ли кто из русских актеров мог сравниться с Василием Васильевичем Самойловым (1813—1887) в искусстве перевоплощения, в чем ему помогал талант живописца и ваятеля. Василий Васильевич умел в любой пьесе сыграть с одинаковым успехом все роли. В его обширном репертуаре соседствовали Гамлет и Король Лир, Кречинский и кардинал Ришелье, станционный смотритель и лакей, шут и Лжедмитрий.
Самойлов владел «тайной» делаться на сцене и низким и высоким. Однажды он вышел на сцену гигантом. А секрет этого был прост: Самойлов подобрал артистов ниже себя ростом, декорации и все бутафорские предметы уменьшил против их действительных размеров. Понизил и дверь, через которую он входил на сцену, наклоняясь...
Самойлов владел «тайной» делаться на сцене и низким и высоким. Однажды он вышел на сцену гигантом. А секрет этого был прост: Самойлов подобрал артистов ниже себя ростом, декорации и все бутафорские предметы уменьшил против их действительных размеров. Понизил и дверь, через которую он входил на сцену, наклоняясь...
Василий Васильевич утверждал и доказал, что нет маленьких ролей. И это он особенно убедительно продемонстрировал исполнением роли толстенного лысого генерала в одном водевиле. Генерал сидел молча среди гостей. И лишь уходя домой, оглянул комнату и произнес одну-единственную фразу:
— А это квартира у вас казенная?
При этих словах он повернулся спиной к публике. Лысина его кончалась бугрообразным затылком с тремя уморительными складками. Зрители разразились гомерическим смехом. На этот эффект и был рассчитан грим генерала. А грим делал сам Василий Васильевич.
В режиссерской работе он был неистощим в изобретении всевозможных деталей. Уча актеров на репетициях, блестяще играл все их роли. Даже женские...
— А это квартира у вас казенная?
При этих словах он повернулся спиной к публике. Лысина его кончалась бугрообразным затылком с тремя уморительными складками. Зрители разразились гомерическим смехом. На этот эффект и был рассчитан грим генерала. А грим делал сам Василий Васильевич.
В режиссерской работе он был неистощим в изобретении всевозможных деталей. Уча актеров на репетициях, блестяще играл все их роли. Даже женские...
Источник: НЕИСТОЩИМ НА ВЫДУМКУ./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 85