К основному контенту

Правила проведения конкурсов в XIX веке

Гектор Берлиоз
Не так давно педагогическая общественность Украины, под влиянием новых министерских веяний, начала постепенный переход от экзаменационной системы на тестовую. Как это обычно у нас заведено -  идеи, в целом, хорошие и разумные, гибнут на корню по причине их крайне необдуманной, панической и спешной реализации. Мы - люди крайностей, золотая средина нам просто неизвестна. Поэтому, воплощая в жизнь чьи-то инновации, мы стараемся на идиотизм требований отвечать быстротой реакции :) Однако, суть этого поста вовсе не в обсуждении особенностей нынешней системы образования.
Мне приходилось слышать массу откликов от людей, прошедших это тестирование. Стоит ли говорить, что большинство из них - весьма негативны. Среди всего прочего, особые возмущения были по поводу организации самого процесса. Мол, условия, в которые ставили тестирующихся были далеки от нормальных, и были даже унизительны. Кто-то даже говорил, что в туалет ходил под конвоем :) Я не собираюсь ни опровергать, ни подтверждать данную информацию (не тестировался я. Стар уже), но лишь хочу привести пример того, как проходил один из самых известных и авторитетных конкурсов прошлого.  Сравнивая с описанным, так ли уж бесчеловечно отношение к тестируемым в нынешнее время?
В XIX веке самым желанным отличием для молодых французских художников, музыкантов, скульпторов и т.д. был так называемый Grand Prix de Rome — Большой римский приз. Для художников, скульпторов и архитекторов этот приз был учреждён ещё в 1666 г. Людовиком XIV, основавшим Французскую aкадемию в Риме, в которую направлялись для совершенствования лауреаты. Grand Prix de Rome по музыке был установлен Наполеоном в 1803 г. Конкурсы проводились ежегодно (с перерывами во время двух мировых войн) вплоть до 1968 г. Как сообщает музыкальный словарь Гровса, «Римский приз по музыке пережил революции, монархии, империи и республики в XIX и XX веке, но не студенческие беспорядки 60-х годов». Среди лауреатов Римского приза можно назвать Берлиоза, Гуно, Бизе, Массне и Дебюсси. Обладатель Большого римского приза получал государственную стипендию на 4 года, сопровождающуюся рядом условий. Одно из них — двухлетнее пребывание в Италии. Базой стипендиатов, начиная с 1800-х годов, была замечательная вилла Медичи в Риме, великолепное здание XVI века, приобретённое Францией в 1803 г. Присуждался и Второй римский приз, который предоставлял лауреату бесплатные билеты в театры Парижа.
Конкурсы Римского приза представляли собой серьёзное испытание для соискателей, как всякие конкурсы они подвергались резкой критике. Способность таких творческих соревнований поощрять и находить действительные таланты остаётся сомнительной. Список лауреатов Римского приза, содержащий множество полностью забытых имён, — очередное тому свидетельство. Берлиоз получил Большой римский приз с четвёртой попытки, Равель участвовал в конкурсе пять (!) раз, не только не добившись главной награды, но не получив никакого отличия вообще. Среди художников безрезультатно соревновались Эжен Делакруа, Эдуард Мане и Эдгар Дега. Жак Луи Давид пытался покончить жизнь самоубийством после трёх подряд безуспешных попыток. Можно представить себе накалённую эмоциональную атмосферу вокруг конкурсов. Тем не менее, вернусь к вечной сентенции: совершенства в мире человеческих отношений нет, художественной жизни необходимы немедленные практические стимулы, творческие соревнования такие стимулы предлагают.
Вот как описывает заключительный тур музыкального конкурса в своих мемуарах Берлиоз:
«Соискателей запирали с подобными блистательными поэмами и фортепиано в отдельных комнатах, называемых кабинами, до тех пор, пока партитура не была закончена. В одиннадцать и в шесть тюремщик отпирал двери, и заключённые собирались для совместной трапезы. Но им запрещалось покидать здание. Все бумаги, письма, книги, одежда, присылавшиеся извне, тщательно осматривались, чтобы исключить малейшую возможность внешней помощи или совета. Вместе с тем заключённым разрешалось каждый вечер с шести до восьми принимать во дворе института посетителей и даже приглашать друзей на праздничные ужины. И там уже не было предела обмену сообщениями, устными или любыми другими, в промежутках между бургундским и шампанским. На всю работу отводилось двадцать два дня, и тот, кто заканчивал раньше, мог удалиться, вручив свой манускрипт, пронумерованный и подписанный».
 

Популярные сообщения из этого блога

Канцелярский анекдот

Портрет Н.В.Гоголя В компании, где был и Н. В. Гоголь, рассказали канцелярский анекдот о бедном чиновнике, который был рьяным охотником. Много лет он работал до изнурения, чтобы скопить деньги на покупку ружья. Наконец приобрел желанный предмет. Поплыл на лодке по Финскому заливу за добычей. Драгоценное ружье положил на нос лодки. Пробиваясь по густому тростнику, счастливец на минутку забыл про ружье. Глянул на нос лодки — ружья нет. Тростник стянул его в воду. Поиски ни к чему не привели. Убитый горем, чиновник вернулся домой и надолго слег в постель. Товарищи устроили складчину и купили пострадавшему новое ружье. Позже чиновник всегда с ужасом вспоминал о потере ружья... Компания посмеялась над этим чиновником, а Н. В. Гоголь слушал анекдот в глубокой задумчивости. И вскоре появилась «Шинель» — родоначальница русской художественной литературы о «маленьком человеке»... Источник: КАНЦЕЛЯРСКИЙ АНЕКДОТ./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 23-24

Гениальная калитка

Томас Эдисон Знакомые изобретателя Томаса Эдисона долгое время удивлялись, почему так тяжело открывается калитка к его дому. Наконец один из друзей сказал ему:  — Такой гений, как ты, мог бы сконструировать лучшую калитку.  — Мне кажется, — ответил Эдисон, — калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает мне в цистерну двадцать литров воды.

Эпитафия на могиле Ньютона

Исаак Ньютон Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана... - начало текста, начертанного на той плите, под которой в Вестминстерском аббатстве похоронен Ньютон. И словно резюме надгробного списка научных заслуг Ньютона, читаются торжественные слова на постаменте памятника, воздвигнутого перед часовней Тринити-колледжа в Кембридже:  «Он превзошел разумом род человеческий».