К основному контенту

Поздняя слава

Александр Родионович Артемьев
В созвездии талантов Московского Художественного театра блистало и имя артиста Артема (Александра Родионовича Артемьева (1842—1914). Он был «крещеной собственностью» рязанского помещика. В двадцатилетнем возрасте юноша тайком добрался до Петербурга и поступил в Академию художеств... истопником.
Маленький, тощий Артемьев зачастую служил ученикам академии натурщиком. С течением времени истопник и сам пристрастился к живописи и лепке. Подрабатывал он и раскрашиванием фотографий. В этом искусстве добился большого успеха и был приглашен на работу в первоклассную московскую фотографию. Вскоре ему посчастливилось попасть в Школу живописи, ваяния и зодчества, «душой» которой были Поленов и Саврасов. Их творчество, проникнутое искренним состраданием ко всем униженным и оскорбленным, было близко Артемьеву.
Окончив школу живописи, Александр Родионович 25 лет работал учителем чистописания. Одновременно, скрывая от директора гимназии (это занятие считалось позорным для педагога гимназии), Артемьев участвовал в самодеятельных спектаклях. И вдруг 15 ноября 1887 года произошел счастливый поворот в его судьбе: К. С. Станиславский привлек Александра Родионовича к участию в спектаклях Московского музыкально-драматического любительского кружка. А через десять лет взял Артемьева в состав труппы МХАТа под псевдонимом Артем. Ему было тогда 56 лет. Артист уже часто прихварывал. Тем не менее, К. С. Станиславский и Вл. Немирович-Данченко считали его незаменимым в чеховских пьесах. В случаях болезни Артема они заменяли эти пьесы другими, но не назначали ему дублеров. «Неподражаемый артист!» — так характеризовал Артема Станиславский.
Антон Павлович Чехов называл Артема своим актером. А образы Чебутыкина («Три сестры») и Фирса («Вишневый сад») Антон Павлович создавал специально для него.

Источник: ПОЗДНЯЯ СЛАВА./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 86-87

Популярные сообщения из этого блога

Канцелярский анекдот

Портрет Н.В.Гоголя В компании, где был и Н. В. Гоголь, рассказали канцелярский анекдот о бедном чиновнике, который был рьяным охотником. Много лет он работал до изнурения, чтобы скопить деньги на покупку ружья. Наконец приобрел желанный предмет. Поплыл на лодке по Финскому заливу за добычей. Драгоценное ружье положил на нос лодки. Пробиваясь по густому тростнику, счастливец на минутку забыл про ружье. Глянул на нос лодки — ружья нет. Тростник стянул его в воду. Поиски ни к чему не привели. Убитый горем, чиновник вернулся домой и надолго слег в постель. Товарищи устроили складчину и купили пострадавшему новое ружье. Позже чиновник всегда с ужасом вспоминал о потере ружья... Компания посмеялась над этим чиновником, а Н. В. Гоголь слушал анекдот в глубокой задумчивости. И вскоре появилась «Шинель» — родоначальница русской художественной литературы о «маленьком человеке»... Источник: КАНЦЕЛЯРСКИЙ АНЕКДОТ./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 23-24

Гениальная калитка

Томас Эдисон Знакомые изобретателя Томаса Эдисона долгое время удивлялись, почему так тяжело открывается калитка к его дому. Наконец один из друзей сказал ему:  — Такой гений, как ты, мог бы сконструировать лучшую калитку.  — Мне кажется, — ответил Эдисон, — калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает мне в цистерну двадцать литров воды.

Эпитафия на могиле Ньютона

Исаак Ньютон Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана... - начало текста, начертанного на той плите, под которой в Вестминстерском аббатстве похоронен Ньютон. И словно резюме надгробного списка научных заслуг Ньютона, читаются торжественные слова на постаменте памятника, воздвигнутого перед часовней Тринити-колледжа в Кембридже:  «Он превзошел разумом род человеческий».