Александр Родионович Артемьев |
В созвездии талантов Московского Художественного театра блистало и имя артиста Артема (Александра Родионовича Артемьева (1842—1914). Он был «крещеной собственностью» рязанского помещика. В двадцатилетнем возрасте юноша тайком добрался до Петербурга и поступил в Академию художеств... истопником.
Маленький, тощий Артемьев зачастую служил ученикам академии натурщиком. С течением времени истопник и сам пристрастился к живописи и лепке. Подрабатывал он и раскрашиванием фотографий. В этом искусстве добился большого успеха и был приглашен на работу в первоклассную московскую фотографию. Вскоре ему посчастливилось попасть в Школу живописи, ваяния и зодчества, «душой» которой были Поленов и Саврасов. Их творчество, проникнутое искренним состраданием ко всем униженным и оскорбленным, было близко Артемьеву.
Окончив школу живописи, Александр Родионович 25 лет работал учителем чистописания. Одновременно, скрывая от директора гимназии (это занятие считалось позорным для педагога гимназии), Артемьев участвовал в самодеятельных спектаклях. И вдруг 15 ноября 1887 года произошел счастливый поворот в его судьбе: К. С. Станиславский привлек Александра Родионовича к участию в спектаклях Московского музыкально-драматического любительского кружка. А через десять лет взял Артемьева в состав труппы МХАТа под псевдонимом Артем. Ему было тогда 56 лет. Артист уже часто прихварывал. Тем не менее, К. С. Станиславский и Вл. Немирович-Данченко считали его незаменимым в чеховских пьесах. В случаях болезни Артема они заменяли эти пьесы другими, но не назначали ему дублеров. «Неподражаемый артист!» — так характеризовал Артема Станиславский.
Антон Павлович Чехов называл Артема своим актером. А образы Чебутыкина («Три сестры») и Фирса («Вишневый сад») Антон Павлович создавал специально для него.
Маленький, тощий Артемьев зачастую служил ученикам академии натурщиком. С течением времени истопник и сам пристрастился к живописи и лепке. Подрабатывал он и раскрашиванием фотографий. В этом искусстве добился большого успеха и был приглашен на работу в первоклассную московскую фотографию. Вскоре ему посчастливилось попасть в Школу живописи, ваяния и зодчества, «душой» которой были Поленов и Саврасов. Их творчество, проникнутое искренним состраданием ко всем униженным и оскорбленным, было близко Артемьеву.
Окончив школу живописи, Александр Родионович 25 лет работал учителем чистописания. Одновременно, скрывая от директора гимназии (это занятие считалось позорным для педагога гимназии), Артемьев участвовал в самодеятельных спектаклях. И вдруг 15 ноября 1887 года произошел счастливый поворот в его судьбе: К. С. Станиславский привлек Александра Родионовича к участию в спектаклях Московского музыкально-драматического любительского кружка. А через десять лет взял Артемьева в состав труппы МХАТа под псевдонимом Артем. Ему было тогда 56 лет. Артист уже часто прихварывал. Тем не менее, К. С. Станиславский и Вл. Немирович-Данченко считали его незаменимым в чеховских пьесах. В случаях болезни Артема они заменяли эти пьесы другими, но не назначали ему дублеров. «Неподражаемый артист!» — так характеризовал Артема Станиславский.
Антон Павлович Чехов называл Артема своим актером. А образы Чебутыкина («Три сестры») и Фирса («Вишневый сад») Антон Павлович создавал специально для него.
Источник: ПОЗДНЯЯ СЛАВА./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 86-87