К основному контенту

Великая Марлен Дитрих

Марлен Дитрих
Однажды мне заказали написать статью для одного молодежного издания, рассказывающую о том, что такое гламур и о его истоках. Просматривая материалы электронных изданий, набрел на очень интересный материал о Марлен Дитрих. Великая актриса, эталон стиля, шика и неподражаемого чувства вкуса. Некоторые критики вполне справедливо называли ее родоначальницей гламура. Понятно, что сейчас этот термин интерпретируется совсем не так, как того следовало бы.
К сожалению, материал я тогда использовал и не сохранил первоисточник, ссылка затерялась... И вот совсем недавно набрел на очень похожую статью с изумительными качественными фотографиями этой неподражаемой актрисы.
Откуда-то из лабиринта темных комнат доносится грустная песенка "Лили Марлен". Залы Хлебного дома в "Царицыно", где проходит выставка "Великая Марлен: история звезды", освещены приглушенным светом, поэтому самые яркие пятна - экраны с фотографиями Дитрих, разделяющие пространство в соответствии с периодами ее жизни. Они - своеобразные вехи на пути к славе - уводят зрителя все дальше и дальше, пока не появляется ощущение, что находишься в черно-белом кино. Шагнув в "заэкранье", попадаешь в мир, состоящий из костюмов, фотографий, кадров из фильмов...
Но все это потом. Сначала - свидетельство о рождении Марии Магдалены фон Лош, школьные тетради, подписанные аккуратным почерком, кружевные шортики, потертые балетные туфли и лютня, которую Марлен (она изменила имя в 11 лет) любила настолько, что обнимала перед сном.
Детство кончилось, пришла юность, Марлен учится в театральной школе. На съемках фильма "Трагедия любви" она знакомится с Рудольфом Зибером и выходит за него замуж. В ожидании ребенка Марлен ходит на курсы и тренируется обращаться с малышом на специальном пупсе. Когда дочка подросла, Дитрих возвращается в театр и играет маленькие второстепенные роли в фильмах: "Я была абсолютно неизвестна, я была ничем", - писала она в своих воспоминаниях. Но вот ее заметил режиссер Джозеф фон Штернберг - Леонардо Камеры, как называет его Марлен, - и пригласил на роль Лолы в фильме "Голубой ангел". В пухленькой кудрявой дамочке в цилиндре и чулках трудно узнать ту femme fatale, которая будет сводить с ума миллионы: еще нет фирменных впалых щек, удивленно-приподнятых бровей, манящего и одновременно держащего на расстоянии взгляда...
Новая веха - Америка, куда Марлен отправляется на корабле. Для нее, как и для большинства немцев, эта страна была совершенно неизвестной: "Мы слышали об индейцах, но кроме этого почти ничего не знали о ней". С собой она везет огромные кофры в человеческий рост с инициалами MD и куклу-негритенка, которая стала ее талисманом после съемок в "Голубом ангеле". В Штатах она снимается в своем первом голливудском фильме "Марокко". Именно в нем она предстает в знаменитом фраке и цилиндре. На афишах и фотографиях того периода она запечатлена в ставших потом привычными ипостасях коварной соблазнительницы, куртизанки, властной императрицы.
Во время одной из поездок в Европу Марлен знакомится с Ремарком. В письмах он называет ее Пумой. "У Пумы самые быстрые лапы и самые сильные мышцы из числа всех кошачьих. Но у нее же самая мягкая шкура и самые нежные губы", - пишет он. Ремарк посылает ей маленькие, не больше визитки, открытки с трогательными подписями и рисунками.
Когда началась Вторая мировая, она чувствовала себя "как будто в ответе за войну, которую развязал Гитлер". Дитрих ведет активную антифашистскую пропаганду, совершает тур по Америке с целью продажи бонз - облигаций военных займов, посещает фабрики, агитируя рабочих делать пожертвования. В 1944 г. отправляется в Северную Африку и Италию в составе американской концертной труппы. Она фотографируется с солдатами, танцует с ними, носит военную форму и каску. Ей выдают армейские жетоны и удостоверение личности. На "гардеробной" палатке висит табличка с грозной надписью: "Вход воспрещен! Секретно... Опасно... Гримерная Марлен Дитрих". Актриса стала первой женщиной, получившей в США медаль Свободы, во Франции ее наградили орденами Почетного легиона, а в Израиле - Медалью за мужество.
"Здравствуй, моя изысканная!", "Моему ангелу!" - писал сдержанный Жан Габен в открытках Марлен. Зимой 1944 г. во Франции Дитрих выпросила у сержанта джип и бросилась на поиски Габена, который служил в танковых частях. Их встреча была недолгой. На маленьких фотографиях Марлен и Жан запечатлены в военной форме, очень уставшие, но счастливые.
После войны Дитрих снялась в нескольких фильмах, чтобы заработать немного денег, но затем она предпочла кино сцену, "потому что она давала свободу самовыражения". Все началось с участия в шоу, в котором она исполняла роль распорядителя-конферансье, придумав для этого сногсшибательный наряд: короткие черные шорты, красный фрак, цилиндр, высокие сапоги и бич. Надо сказать, что Марлен было 50, когда она облачилась в этот костюм. Затем появились знаменитые "голые" платья, создававшие впечатление, будто блестки приклеены прямо к коже, восхитительная лебяжья шуба, которую Марлен придумала сама - она вообще сама моделировала все свои костюмы и даже реставрировала их.
В 1964 г. Марлен, которая всегда считала, что у нее "русская душа", приезжает с гастролями в Москву и Ленинград. Фотографии запечатлели ее и следящей за работой художницы на одном из столичных бульваров, и с интересом наблюдающей за мужчинами, играющими в домино на лавочке... Советские зрители писали ей письма. "Уважаемый и дорогой товарищ Марлен!" - так начинается одно из них.
На одном из концертов в забитом до отказа Театре эстрады на сцену поднялся человек, перед которым Марлен опустилась на колени и прислонила его руку ко лбу. Это был Константин Паустовский. Прочитав однажды его рассказ "Телеграмма", она уже не смогла забыть имя автора...
Непревзойденная Марлен Дитрих, глядя на которую мужчины сходили с ума и были готовы бросить к ее ногам все, неподражаемый стиль которой безуспешно пытались копировать женщины, провела последние 13 лет жизни в добровольном заточении в парижских апартаментах на авеню Монтень, 12. Ее верным другом и единственной связью с внешним миром стал телефон и распухшая до невероятных размеров телефонная книжка. В одной из последних записок Дитрих крупными буквами написала строчки из стихотворения Теодора Кернера "Прощание с жизнью": Hier stehe ich/An den Marken/Meiner Tage ("Здесь я стою у порога своих дней") - именно их выбили на ее скромной могильной плите.

Популярные сообщения из этого блога

Канцелярский анекдот

Портрет Н.В.Гоголя В компании, где был и Н. В. Гоголь, рассказали канцелярский анекдот о бедном чиновнике, который был рьяным охотником. Много лет он работал до изнурения, чтобы скопить деньги на покупку ружья. Наконец приобрел желанный предмет. Поплыл на лодке по Финскому заливу за добычей. Драгоценное ружье положил на нос лодки. Пробиваясь по густому тростнику, счастливец на минутку забыл про ружье. Глянул на нос лодки — ружья нет. Тростник стянул его в воду. Поиски ни к чему не привели. Убитый горем, чиновник вернулся домой и надолго слег в постель. Товарищи устроили складчину и купили пострадавшему новое ружье. Позже чиновник всегда с ужасом вспоминал о потере ружья... Компания посмеялась над этим чиновником, а Н. В. Гоголь слушал анекдот в глубокой задумчивости. И вскоре появилась «Шинель» — родоначальница русской художественной литературы о «маленьком человеке»... Источник: КАНЦЕЛЯРСКИЙ АНЕКДОТ./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 23-24

Гениальная калитка

Томас Эдисон Знакомые изобретателя Томаса Эдисона долгое время удивлялись, почему так тяжело открывается калитка к его дому. Наконец один из друзей сказал ему:  — Такой гений, как ты, мог бы сконструировать лучшую калитку.  — Мне кажется, — ответил Эдисон, — калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает мне в цистерну двадцать литров воды.

Эпитафия на могиле Ньютона

Исаак Ньютон Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана... - начало текста, начертанного на той плите, под которой в Вестминстерском аббатстве похоронен Ньютон. И словно резюме надгробного списка научных заслуг Ньютона, читаются торжественные слова на постаменте памятника, воздвигнутого перед часовней Тринити-колледжа в Кембридже:  «Он превзошел разумом род человеческий».