Перов В.Г."Тройка" |
Гуманист с «обнаженным нервом» Василий Григорьевич Перов (1833—1882) не мог без муки душевной видеть страдания детей бедноты, чей труд нещадно эксплуатировался в России. И он написал свою «Тройку», на которой изображены дети-мастеровые, везущие огромную бочку с водой.
Обдумывая эту картину, художник много дней бродил по Москве в поисках прототипа для центральной фигуры. Наконец нашел его. Мать-старушка что-то покупала мальчику в лавке. Василий Григорьевич попросил старушку позволить ему зарисовать ее сынка. Она отнекивалась, считая «малеванье» великим грехом. С трудом удалось все же ее уговорить. Мальчик и стал натурой для «коренника» в картине «Тройка».
Обдумывая эту картину, художник много дней бродил по Москве в поисках прототипа для центральной фигуры. Наконец нашел его. Мать-старушка что-то покупала мальчику в лавке. Василий Григорьевич попросил старушку позволить ему зарисовать ее сынка. Она отнекивалась, считая «малеванье» великим грехом. С трудом удалось все же ее уговорить. Мальчик и стал натурой для «коренника» в картине «Тройка».
Полотно купил П. М. Третьяков (1832—1898).
Прошло несколько лет. На квартиру к Перову пришла какая-то старушка. Обливаясь слезами, она напомнила ему о себе и пожаловалась, что ее единственный сыночек умер и что теперь она на последние гроши хочет купить картину, где «списан ее сынок». Василий Григорьевич объяснил, что картина уже продана, но видеть ее можно в Третьяковской галерее.
Перов трогательно поведал об этом драматическом эпизоде в рассказе «Тетушка Марья». «Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину. Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а может, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить потому, что картин в этой комнате было очень много. Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася, Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» И с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, она повалилась на пол...»
Мать долго лежала у картины, и никто не посмел тронуть ее. А дежурный смотрел на нее и плакал...
Прошло несколько лет. На квартиру к Перову пришла какая-то старушка. Обливаясь слезами, она напомнила ему о себе и пожаловалась, что ее единственный сыночек умер и что теперь она на последние гроши хочет купить картину, где «списан ее сынок». Василий Григорьевич объяснил, что картина уже продана, но видеть ее можно в Третьяковской галерее.
Перов трогательно поведал об этом драматическом эпизоде в рассказе «Тетушка Марья». «Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину. Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а может, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить потому, что картин в этой комнате было очень много. Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася, Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» И с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, она повалилась на пол...»
Мать долго лежала у картины, и никто не посмел тронуть ее. А дежурный смотрел на нее и плакал...
Источник: ИЗ ИСТОРИИ «ТРОЙКИ»./ Топоров А.М. Мозаика. - К.: Днипро, 1985. - С. 49-50